«Научный weekend» начался с обсуждения цифровизации и гравитационных волн
23 августа

«Научный weekend» начался с обсуждения цифровизации и гравитационных волн

22 августа в Томске стартовал «Научный weekend» — лекции, мастер-классы и интеллектуальные игры на свежем воздухе, подготовленные Информационным центром по атомной энергии (ИЦАЭ).

На форуме «Август.Pro: матрица педагогических изменений» спикеры, приглашённые ИЦАЭ, рассказали томским учителям о последних научных открытиях и новых технологиях цифровой эпохи.
Сергей Вятчанин, доктор физико-математических наук, профессор МГУ, заведующий кафедрой физики колебаний, объяснил, почему гравитационные волны называют открытием века. «Чтобы было понятнее, приведу пример. Английский физик Максвелл во второй половине XIX века предсказал существование электромагнитных волн. Герц подтвердил его электромагнитную теорию через 8 лет после смерти Максвелла. А практическое применение этого открытия началось с изобретения радио Поповым. Почти 50 лет прошло. А между предсказанием и открытием гравитационных волн прошло сто лет», — рассказал Сергей Вятчанин. По словам учёного, фундаментальные открытия, к которым относится и регистрация гравитационных волн, далеко не сразу приносят практическую пользу, но влияют на развитие технологий. «Сейчас существование нашей цивилизации немыслимо без использования электромагнитных волн», подчеркнул он.

Алексей Незнанов, кандидат технических наук, доцент Высшей школы экономики, разобрал с учителями информатики основные задачи цифровизации образования. «Цифровая трансформация в первую очередь требует квалифицированных кадров», — уверен Алексей. Главной темой мастер-класса стало использование коллаборативных технологий. Уже сейчас существуют программы и сервисы, помогающие педагогу подобрать материал по теме, на основе формул генерирующие задачи, позволяющие полноценно общаться с учениками и развивать у них навык работы с информацией, а также решающие вопросы по составлению отчётов и аналитических материалов. «Коллаборативные технологии позволяют сэкономить время, силы и организовать успешную совместную работу неограниченного количества людей, что повышает её качество», — объяснил Алексей Незнанов.

После лекционного блока состоялось научно-популярное ток-шоу «Разберем на атомы: научный прорыв». Сергей Вятчанин объяснил, как учёным удалось зафиксировать гравитационные волны. «В 2015 году произошло слияние двух чёрных дыр. Масса каждой из них в 25 раз выше солнечной, время слияния заняло чуть меньше секунды, а образовавшиеся гравитационные волны зафиксировали на Земле – точность современной измерительной аппаратуры достаточно высока», — рассказал учёный. Отвечая на вопрос школьницы о сущности гравитационных волн, Сергей Петрович использовал поэтическую метафору: «Это летящие кусочки кривизны пространства».

Владимир Андреев, доцент СТИ НИЯУ МИФИ, рассказал о проекте «Прорыв», который позволит создать замкнутый ядерный топливный цикл. «Реакторы на быстрых нейтронах способны из урана-238 образовывать плутоний-239. Представьте, что вы положили в печку вязанку дров, а после того, как печка прогорела, достаёте оттуда две вязанки. Так работают реакторы на быстрых нейтронах. В них можно «дожигать» отработанное топливо», — объяснил Владимир. По словам спикера, реактор БРЕСТ-ОД-300, который проектируют для проекта «Прорыв» конструктивно устроен так, что все возможные причины аварий на нём устранены. Это быстрый реактор с естественной безопасностью.

Алексей Незнанов рассказал о прорывах в области искусственного интеллекта. Нейросети уже способны распознавать лица, тексты и даже человеческую речь лучше, чем сами люди, они умеют писать хорошие научные статьи, музыку и картины, обыгрывают человека не только в шахматы, но и в го, покер и даже Starcraft, успешно участвуют в дебатах. «Когда искусственный интеллект занялся выращиванием огурцов, в его теплице был самый большой урожай. Нейросети лучше решают юридические вопросы, ставят медицинские диагнозы, и даже 70% спортивных новостей уже пишет искусственный интеллект. Главная проблема – качественные базы данных, на которых учится ИИ, потому что если на входе будет мусор, то на выходе мы тоже получим мусор», — прокомментировал Алексей. Большинство профессий исчезнет, и у человечества образуется много свободного времени, которое нужно будет чем-то занять. Один из востребованных вариантов, по мнению Алексея Незнанова, это производство крафтовой продукции, которая сейчас очень ценится.
Во второй день «Научного уикенда» томские педагоги обсудят с Алексеем Незнановым, как замотивировать школьников заниматься информатикой, а Сергей Вятчанин расскажет о разных типах волн под звуки органа на научно-популярном ток-шоу «Science sound».