«Энергия науки» в Томске: что значит быть грамотным в XXI веке?
17 декабря перед студентами-журналистами Томского государственного университета (ТГУ) выступил главный редактор портала Gramota.ru Владимир Пахомов. Лекция «Что значит быть грамотным в XXI веке» состоялась в рамках федерального проекта сети ИЦАЭ «Энергия науки» на площадке ТГУ.
На встрече с будущими журналистами Владимир рассказал о том, как уследить за быстро меняющимися нормами языка, каким словарям верить, к каким справочникам обращаться и, наконец, о том, есть грамотность в цифровую эпоху.
«Мои коллеги-лингвисты сравнивают ошибки в речи с пятном на дорогом галстуке», – рассказал Владимир. – При этом, если вы захотите составить словарь из слов, которые бесят носителей русского языка, то он уже есть – Толковый словарь русского языка. Мне бы очень хотелось, чтобы у нас перестала действовать презумпция неграмотности, мы не можем знать всего. Быть грамотным – значит задавать вопросы и интересоваться историей русского языка».
Вместе со студентами Владимир порассуждал, какие языковые навыки выходят на первый план в современном мире, опутанном цифровыми кабелями и беспроводными сетями, и что за привычки непроизвольно развиваются у людей в процессе повседневного использования смартфонов как инструмента общения.
«Конечно же, важно уметь переключать регистры. Мы никогда столько не писали, как сейчас. Мы пишем все время: в интернете, социальных сетях, мессенджерах. Мы живем в пространстве текстов. И, соответственно, неграмотность стала заметнее. Мы позволяем себе начинать предложения с маленьких букв, пропускать знаки препинания, используем стикеры и смайлики. Глупо призывать от этого отказаться. Важно уметь переключать регистры. Где-то мы можем написать слово «сорян», а где-то нет», – убеждён Владимир.
Проект «Энергия науки» создан сетью ИЦАЭ, чтобы познакомить жителей регионов с новейшими научными открытиями и идеями. Лучшие популяризаторы, учёные и научные журналисты из разных регионов страны рассказывают о самых передовых экспериментах и теориях, открытиях и гипотезах. Идея проекта – дать возможность жителям регионов задать вопросы или поспорить с учёными, чтобы сформировать у аудитории широкое представление о современной научной жизни и научную картину мира.